О преподавании
предмета «Светскость и
основы религиоведения»
Согласно ИМП на 2018-2019 учебный год из вариативного компонента для обязательного изучения предмета «Светскость и основы религиоведения» в 9 классе выделен 1 час в неделю.
Планирование составлено на основе:
1.Типовая учебная программа по курсу «Светскость и основы религиоведения» для 9 класса» уровня
основного среднего образования (Приложение к приказу № 115 МОН РК от 3 апреля 2013 г.
Приложение к приказу № 281 МОН РК от 15 июля 2014 г.)
2.Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания факультативного курса «Светскость и
основы религиоведения» в общеобразовательных школах Республики Казахстан
в 2018-2019 учебном году», г. Астана.
При проведении занятий используется учебник: Д.Т.Кенжетаев,
А.А Сайлыбаев, Г.Н.Новикова «Светскость и основы религиоведения». Алматы, «Арман-ПВ», 2016г.
Цель обучения факультативному курсу:
– довести до учащихся принцип светскости как
ценности и научить принимать его суть как важный фактор стабильности
государства, научить изучать и понимать религию на фоне светскости;
– формировать у обучающихся представления о
светскости как духовно-нравственной ценности, как важного фактора стабильности
государства, научить их воспринимать религию как культуру, как систему знаний и
способствовать расширению их кругозора;
– дать всестороннее знание о свободе совести,
истории и современном состоянии мировых и традиционных религий, новых
религиозных движениях, деструктивных религиозных течениях и запрещенных
религиозных организациях;
– научить учащихся не принимать идеологию
экстремизма, терроризма и религиозного радикализма, на основе
духовно-нравственных ценностей воспитывать у них чувство толерантности и
формировать гуманистическое мировоззрение.
Для изучения даны следующие разделы:
· «Светскость и светское государство»
· «Религия как
духовно-культурный феномен»
· «Источники и исторические формы религии»
· «Мировые религии»
· «Религии в Казахстане»
· «Новые религиозные
движения»
· «Казахстан – страна
межрелигиозного мира и согласия»»
Пройденные курсы:
2018 г. «Профилактика терроризма и религиозного экстремизма в
молодежной среде» г. Кокщетау
Работа с родителями:
2018 г. Выступление на родительском собрании с темой «Профилактика экстремизма в молодежной среде»
Родительское собрание «Место, функции и роль религии в обществе» - 9 кл.
Работа с учащимися:
Организация классных часов на тему: «Терроризм и его сущность», «Уроки толерантности» для
учащихся 3-9 классов.
Тренинг «Психологический портрет террориста и его жертвы»,
Изучение памяток «Как вести себя при попытке вовлечения в секту».
По данному вопросу в школе было проведено анкетирование, беседы с родителями,
администрацией. Целью стало изучение отношения учащихся к религиям и к
проблемам религиозного экстремизма. Также оценка курса преподавания
религиоведения. Респондентов участвовало: родителей 12, учеников 4 (учащиеся 9
класса), администрации 2. Вопросы были предложены следующие: Веришь ли ты в
бога, как ты относишься к религии, какие мероприятия из предложенного курса
понравились, в каких ты участвовал сам, как нужно говорить о религии с твоей
точки зрения. Все респонденты знакомы с понятием «религия». На вопрос: «Что
такое религия?» все отвечают: вера в бога. Практически все респонденты
положительно относятся к религии, есть, которые веруют. Перечисляют
традиционные религии, но не все. Нетрадиционные религии перечисляют: секты,
ваххабизм и др. Большинство учащихся считают себя верующими людьми. Религиозные
праздники соблюдают не все, и есть, которые вообще не соблюдают. В основном всю
информацию о религиях узнают в школе от учителей, есть некоторые, которые
разговаривают об этом дома с родителями. Из опроса видно, что среди нашего
окружения нет людей, поддерживающих нетрадиционную религию. Отмечено было, что
из форм занятий предложенных педагогом для изучения курса больше всего вызвало
эмоций проведение просмотров и обсуждение видеороликов по теме, создание
презентаций, научно- познавательные лекции педагога, изготовление постеров по
темам.
Учитель
религиоведения: Ярулина Т.А.