"Ақмола облысы білім басқармасының Жарқайың ауданы бойынша білім бөлімі Нахимов ауылының негізгі орта мектебі"  коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Основная средняя школа села Нахимовка отдела образования по Жаркаинскому району управления  образования Акмолинской области"

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

18.05.2017

Использование

разноуровневых  заданий на  уроках

в  начальной   школе

Цель:  -интерес

к учению, самостоятельная работа на уроке, умелое использование оборудования,  интерактивной доски, сотрудничество детей,

учителя и учащихся на уроке, ежедневный контроль знаний, умений, навыков,

своевременный активный отдых на уроке, устранение формализма в подходе к новой

теме.

- восприятие учебного материала проходит более активно,

повышается внимание, интерес к предмету, яркие моменты урока повышают понимание

и делают запоминание материала более прочным, сформированность у учеников

навыков обучения тому, как обучаться, становление их независимыми,

самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с

развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых

технологиях.

Задачи:

 -способствовать развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний;

-развитие индивидуальных особенностей школьника и поддержку его индивидуальности,

приобщения их к новым условиям современной жизни, с применением

мультимедийных  средств  для формирования интереса к предмету,

развивать беглость и гибкость мысли, любознательность, оригинальность,точность, смелость;

-воспитывать у каждого ученика ответственность за свои знания.

Современный учитель…. Каким он должен быть? Образование становится ведущим механизмом

воспроизводства общественного интеллекта, науки, культуры в целом.

«Процесс образования должен начинаться с первых лет жизни и не прерываться на всем ее

протяжений. Важнейшей составляющей данного процесса, закладывающей основой

восприятия знаний, является среднее образование», - это слова нашего президента.

         Меняется школьник. Меняется и учитель, по отношению к ученикам он лидер. Учитель – категория нравственная, поставлен судьбой и обществом во главе дела просвещения детей. В XXI веке педагог должен

применять инновационные методы в своей работе, быть творчески ищущим человеком.

         Одним из возможных путей реализации задачи повышения образования учащихся является использование

разноуровневых  заданий на  уроках   в начальной   школе.

Сущность разноуровнего  обучения как раз в том и состоит, что оно ускоряет развития интеллектуально-волевых

качеств школьника. Учитель должен быть озабочен не только развитием

интеллектуальной сферой каждого ученика, но и развитием личностных качеств

ребенка, составляющих основу его отношения к учебе и способности к  самоорганизации.  Поэтому основную свою задачу учитель должен видеть не в принуждении учащегося к учебе, а в развитии у них побуждении в виде

познавательных интересов и потребностей, а также волевого стремления трудности учебной работы. Кроме того, учитель должен стремиться помочь учащимся овладеть собственным поведением и сформировать у них навыки самоконтроля, самопроверки, самооценки; стремиться так, организовать деятельность учащихся на уроках, чтобы

дети испытывали чувства удовлетворение от проделанной работы, от сознания своих успехов. Главная

задача  разноуровневых заданий заключается в формировании активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся и в осуществлении на этой основе постепенного перехода обучения в самообучение.

Каждому из нас хочется, чтобы ученик был успешен. Поэтому наша задача сделать процесс

обучения доступным и интересным. Главное научиться создавать ситуации успеха и для  всех учеников в классе.

Разноуровневые задания можно использовать на разных этапах работы: при изучении нового

материала; при учете знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления; дифференцированная домашняя работа.

Основные требования к заданиям:

Если задания 1 уровня. Они должны быть направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения. Когда ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки,

выполняет задания «Сделай по образу; вставь пропущенную букву; найди значения выражения, реши задачу, прочитай текст, прочитай выразительно»

Если задания 2 уровня. Задания в измененной ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний. Проверочные

задания, выполняющие функцию обратной связи. К таким заданиям относятся:

решение кроссвордов, ребусов, логических задач. На этом уровне учащиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях.

 «Пронаблюдай, раздели по каким-либо признакам на группы; измени вопрос задачи так, чтобы она

решалась большим количеством действий; исключи лишнее».

3 уровень. Задания познавательно – поискового характера в процессе выполнения, которых учащиеся приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной

деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и

систематизации. «Приведи свои примеры на какие-либо правила, закон; сделай вывод,

заполни таблицу своими примерами, сочини; придумай; подбери».

Для распределения заданий по этим 3  уровням я использую конверты разных цветов. Чем светлее цвет конверта, тем задание в нём легче, т. е. 1 уровня. Чем темнее цвет, тем, соответственно, сложнее 2 или 3 уровня. Дети самостоятельно выбирают, какой конверт им взять.

Прежде чем ребёнок возьмёт тот или иной конверт даётся инструкция:

1.Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание, допустим, в розовом конверте.

2.Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание в оранжевом конверте.

3.Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание в красном конверте.

Проверка индивидуальной деятельности учеников осуществляется чаще всего на перемене.

Приведу несколько примеров. Это простые задания, рассчитанные на 5-10 минут.

Алфавит

1уровень. Раскрась картинку по буквам

2уровень. Отгадай ребусы

3уровень. Расшифруй слова

Алфавит.

1уровень. Запиши первые десять букв алфавита.

2уровень. Продолжи алфавит: л, .., … … ц

3уровень. Расшифруй слова, используя алфавит.

                   

и, а, с,т; 

т,о, г, с, ь;                           

т, о, н, е

Обучение грамоте

1 уровень. Вставь пропущенные буквы:

1.  Тетради — тетра .ь, тетра . ка, походы — похо. . , березовый — бере . ка, колхозы — колхо . ,

верблюды — верблю . , шалаши — шала . , грибочек — гри . .

2 уровень. Выбери проверочные слова.

1.  Проходит, выходка— прохо . , площадочка, площади— площа . ка, бобы, бобик — бо . , лягушата,

лягушечный —лягу . ка, возик, привозит — во . , насосы, насосный — насо . .

3 уровень. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное

1. Шу . ка — шубы, ве . ка — . . , ря . — . . , ла . ки — . . . , зага . ка — . . . , ша . ка — . . . , варе . ки – . . .

Обучение грамоте

1 уровень. Разбери предложение: по членам предложения (опираясь на памятку), памятка прилагается.

2 уровень. Найди предложение, относящееся к схеме.

(Дается 2-3 предложения)

3 уровень. Составьте самостоятельно предложение к заданной схеме.

Познание мира

Тема: Вода.

Фамилия, имя______________________________

 

Задание

Выполнение

Я выбрал (а) это

Задание, потому что…

1 ур.

 

1. Свойства воды:

 

 

 

А) Оно

легче остальных заданий.

2 ур.

 

 

 

1. Свойства воды:

2. Как не дать умереть малой речке?

 

 

Б) Мне

нравится выполнять трудные задания.

3 ур.

 

 

 

 

 

1. Свойства воды:

2. Как не дать умереть малой речке?

3.Почему вода в роднике, всегда чистая?

 

В) Я чувствую, что могу справиться с ним.

 

1 уровень:

Выдели объекты природы: дерево,

стакан, тетрадь, цветок. 

2 уровень:

Продолжи ряд явлений природы:

снегопад, радуга, … 

3 уровень:

Что ты знаешь о радуге?

Тема «Животные»

1 уровень:  Подчеркни

диких животных: лиса, кулан, корова, баран, олень 

2 уровень: Продолжи ряд: баран, верблюд, …

3 уровень: Отгадай загадку:

Хозяин лесной просыпается весной, 

а зимой по вьюжный вой спит в избушке снеговой. 

Расскажи, что ты знаешь об этом животном?

Математика. 1 класс

«Однозначные и двузначные числа».

1 уровень. Даны числа: 10, 93,5, 18, 5, 56, 1, 8, 57, 3

Раздели их на группы.

2 уровень. Даны цифры 5, 9, 0,

2. Запиши при помощи этих цифр все возможные двузначные числа. Замени одну

цифру так, чтобы двузначных чисел можно было составить больше, чем из данных

цифр.

3 уровень. Определи, сколько

знаков потребуется, чтобы зашифровать заданные числа: 46, 64, 44, 66, 76, 67,77, 17

Математика.

Исходя их общих требований по курсу математики, мы предлагаем работу, при текущей

проверке усвоения пройденного материала, по темам: “Решение задач на движение.

Карточка

Фамилия________________________

 

 

Задание

Решение

Я выбрал (а) это

задание, потому что…

1 ур.

Реши задачу:

Скорость пешехода 60 м/мин.

Какой путь он пройдет

за 30 мин?

 

А) Оно легче остальных заданий.

2 ур.

Реши задачу выражением, выбрав рациональный способ.

Расстояние между поселками 32 км. Через сколько часов

встретятся два пешехода, которые вышли одновременно навстречу друг другу,

если скорость одного 3 км/ч,

а другого 5 км/ч?

 

 

Б) Мне нравится выполнять трудные задания.

3 ур.

Составь уравнение к задаче.

Реши ее.

От двух причалов, расстояние между которыми 90 км, одновременно вышли

навстречу друг другу две лодки. Первая шла со скоростью 8 км/ч, вторая-10 км/ч. Через сколько

часов лодки встретились?

 

В) Я чувствую, что могу справиться с ним.

 

Ну и небольшой пример по русскому языку

«Обобщение знаний об имени существительном».

1 уровень.

1. Подчеркните только имена

существительные.

             

Чайник, кричать, хороший, Маша, нора, большая, летал.

2. Определи род имени

существительного.

             

Берег, яблоня, море, еж, яблоко, дверь, сон.

3. Вставь пропущенное

существительное.

  Вчера мы ходили в

________. Вечером ребята играли на ________.

4. Подчеркни имена собственные.

           

Река Ишим, город Караганда, мальчик Дмитрий, гора Эльбрус.

 2 уровень.

1. Образуй существительные и

определи род.

             

храбрый мудрый бедный

2. Подбери к данным

существительным антонимы.

            

радость плач добро друг

3. Подбери к данным

существительным подходящие по смыслу 

прилагательные.

      кусок

конец килограмм обложка

4. Составь из данных слов

предложения и подчеркни имена собственные.

       Буренка,

на, паслась, корова, лугу.

       Петров,

живет, Миша, деревне, у, в.

3 уровень.

1. Подбери к данным словам

антонимы и определи род.

                            

Правда, 

ночь, 

шум, 

доброта

2. Подбери к данным словам

синонимы.

                              

врач,  неправда,  булка

3. Укажи род и число

нарицательных существительных.

              

Казахстан–  огромная республика. На юге

цветут плодовые деревья. Есть в Казахстане 

реки, моря, горы, озера. В горах – металл, руда, уголь, газ.

Подводя итог выше сказанному, подчеркнем, что: -учащиеся

с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и

пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;

    -стали ощущать себя успешными и уверенными;

возросла степень их психологического комфорта на уроках;

    -поднялся уровень преподавания в начальной

школе;

    -разноуровневое 

обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета

индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками

содержания образования.

Таким образом, 

применение  разноуровневых  заданий помогает поддерживать интерес к

изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности

учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Они

ощущают себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического

комфорта на уроках

Учащиеся с удовольствием

выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и чаще всего

пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней, но с каждым годом обучения

растёт количество учащихся выбирающих 3 уровень.

«Формирование

человека» - пишет Л.В. Занков, проходит множество ступени. В начальной ступени

формирования очень далеки от той перспективной цели, к которой стремится

воспитатель. Но если эти ступени достигнуты путем самостоятельной мысли и

живого чувства, в этом верный залог достижения цели. Следовательно, чем раньше

будет формировать этот опыт, тем успешнее будет развиваться личность

ребенка.                                

Каждое занятие теперь продуктивное и интересное. О дисциплине вопрос

исчез сам собой. Дети приходят работать, им этого хочется. О чем еще мечтать

учителю.

 

 

год

предмет

класс

Кол-во

уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

% успев

% кач.

СОУ

Ср.

балл

2016-2017

Математика

1

4

 

 

1

3

-

-

100

100

73

4,25

Обучение

грамоте

1

3

-

-

100

100

73

4,25

Познание

мира

-

4

-

-

100

100

64

4

Казахский  язык

-

4

-

-

100

100

64

4

Английский

язык

4

-

-

-

100

100

100

5

Естествознание

2

2

-

-

100

100

82

4,5

Художественный

труд

4

-

-

-

100

100

100

5

Физическая

культура

4

-

-

-

100

100

100

5

Музыка

4

-

-

-

100

100

100

5

 

Диаграмма успеваемости:

 

Просмотров: 649


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст