Использование
разноуровневых заданий на уроках
в начальной школе
Цель: -интерес
к учению, самостоятельная работа на уроке, умелое использование оборудования, интерактивной доски, сотрудничество детей,
учителя и учащихся на уроке, ежедневный контроль знаний, умений, навыков,
своевременный активный отдых на уроке, устранение формализма в подходе к новой
теме.
- восприятие учебного материала проходит более активно,
повышается внимание, интерес к предмету, яркие моменты урока повышают понимание
и делают запоминание материала более прочным, сформированность у учеников
навыков обучения тому, как обучаться, становление их независимыми,
самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с
развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых
технологиях.
Задачи:
-способствовать развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний;
-развитие индивидуальных особенностей школьника и поддержку его индивидуальности,
приобщения их к новым условиям современной жизни, с применением
мультимедийных средств для формирования интереса к предмету,
развивать беглость и гибкость мысли, любознательность, оригинальность,точность, смелость;
-воспитывать у каждого ученика ответственность за свои знания.
Современный учитель…. Каким он должен быть? Образование становится ведущим механизмом
воспроизводства общественного интеллекта, науки, культуры в целом.
«Процесс образования должен начинаться с первых лет жизни и не прерываться на всем ее
протяжений. Важнейшей составляющей данного процесса, закладывающей основой
восприятия знаний, является среднее образование», - это слова нашего президента.
Меняется школьник. Меняется и учитель, по отношению к ученикам он лидер. Учитель – категория нравственная, поставлен судьбой и обществом во главе дела просвещения детей. В XXI веке педагог должен
применять инновационные методы в своей работе, быть творчески ищущим человеком.
Одним из возможных путей реализации задачи повышения образования учащихся является использование
разноуровневых заданий на уроках в начальной школе.
Сущность разноуровнего обучения как раз в том и состоит, что оно ускоряет развития интеллектуально-волевых
качеств школьника. Учитель должен быть озабочен не только развитием
интеллектуальной сферой каждого ученика, но и развитием личностных качеств
ребенка, составляющих основу его отношения к учебе и способности к самоорганизации. Поэтому основную свою задачу учитель должен видеть не в принуждении учащегося к учебе, а в развитии у них побуждении в виде
познавательных интересов и потребностей, а также волевого стремления трудности учебной работы. Кроме того, учитель должен стремиться помочь учащимся овладеть собственным поведением и сформировать у них навыки самоконтроля, самопроверки, самооценки; стремиться так, организовать деятельность учащихся на уроках, чтобы
дети испытывали чувства удовлетворение от проделанной работы, от сознания своих успехов. Главная
задача разноуровневых заданий заключается в формировании активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся и в осуществлении на этой основе постепенного перехода обучения в самообучение.
Каждому из нас хочется, чтобы ученик был успешен. Поэтому наша задача сделать процесс
обучения доступным и интересным. Главное научиться создавать ситуации успеха и для всех учеников в классе.
Разноуровневые задания можно использовать на разных этапах работы: при изучении нового
материала; при учете знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления; дифференцированная домашняя работа.
Основные требования к заданиям:
Если задания 1 уровня. Они должны быть направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения. Когда ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки,
выполняет задания «Сделай по образу; вставь пропущенную букву; найди значения выражения, реши задачу, прочитай текст, прочитай выразительно»
Если задания 2 уровня. Задания в измененной ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний. Проверочные
задания, выполняющие функцию обратной связи. К таким заданиям относятся:
решение кроссвордов, ребусов, логических задач. На этом уровне учащиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях.
«Пронаблюдай, раздели по каким-либо признакам на группы; измени вопрос задачи так, чтобы она
решалась большим количеством действий; исключи лишнее».
3 уровень. Задания познавательно – поискового характера в процессе выполнения, которых учащиеся приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной
деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и
систематизации. «Приведи свои примеры на какие-либо правила, закон; сделай вывод,
заполни таблицу своими примерами, сочини; придумай; подбери».
Для распределения заданий по этим 3 уровням я использую конверты разных цветов. Чем светлее цвет конверта, тем задание в нём легче, т. е. 1 уровня. Чем темнее цвет, тем, соответственно, сложнее 2 или 3 уровня. Дети самостоятельно выбирают, какой конверт им взять.
Прежде чем ребёнок возьмёт тот или иной конверт даётся инструкция:
1.Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание, допустим, в розовом конверте.
2.Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание в оранжевом конверте.
3.Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание в красном конверте.
Проверка индивидуальной деятельности учеников осуществляется чаще всего на перемене.
Приведу несколько примеров. Это простые задания, рассчитанные на 5-10 минут.
Алфавит
1уровень. Раскрась картинку по буквам
2уровень. Отгадай ребусы
3уровень. Расшифруй слова
Алфавит.
1уровень. Запиши первые десять букв алфавита.
2уровень. Продолжи алфавит: л, .., … … ц
3уровень. Расшифруй слова, используя алфавит.
и, а, с,т;
т,о, г, с, ь;
т, о, н, е
Обучение грамоте
1 уровень. Вставь пропущенные буквы:
1. Тетради — тетра .ь, тетра . ка, походы — похо. . , березовый — бере . ка, колхозы — колхо . ,
верблюды — верблю . , шалаши — шала . , грибочек — гри . .
2 уровень. Выбери проверочные слова.
1. Проходит, выходка— прохо . , площадочка, площади— площа . ка, бобы, бобик — бо . , лягушата,
лягушечный —лягу . ка, возик, привозит — во . , насосы, насосный — насо . .
3 уровень. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное
1. Шу . ка — шубы, ве . ка — . . , ря . — . . , ла . ки — . . . , зага . ка — . . . , ша . ка — . . . , варе . ки – . . .
Обучение грамоте
1 уровень. Разбери предложение: по членам предложения (опираясь на памятку), памятка прилагается.
2 уровень. Найди предложение, относящееся к схеме.
(Дается 2-3 предложения)
3 уровень. Составьте самостоятельно предложение к заданной схеме.
Познание мира
Тема: Вода.
Фамилия, имя______________________________
|
Задание |
Выполнение |
Я выбрал (а) это Задание, потому что… |
1 ур.
|
1. Свойства воды:
|
|
А) Оно легче остальных заданий. |
2 ур.
|
1. Свойства воды: 2. Как не дать умереть малой речке?
|
|
Б) Мне нравится выполнять трудные задания. |
3 ур.
|
1. Свойства воды: 2. Как не дать умереть малой речке? 3.Почему вода в роднике, всегда чистая? |
|
В) Я чувствую, что могу справиться с ним. |
1 уровень:
Выдели объекты природы: дерево,
стакан, тетрадь, цветок.
2 уровень:
Продолжи ряд явлений природы:
снегопад, радуга, …
3 уровень:
Что ты знаешь о радуге?
Тема «Животные»
1 уровень: Подчеркни
диких животных: лиса, кулан, корова, баран, олень
2 уровень: Продолжи ряд: баран, верблюд, …
3 уровень: Отгадай загадку:
Хозяин лесной просыпается весной,
а зимой по вьюжный вой спит в избушке снеговой.
Расскажи, что ты знаешь об этом животном?
Математика. 1 класс
«Однозначные и двузначные числа».
1 уровень. Даны числа: 10, 93,5, 18, 5, 56, 1, 8, 57, 3
Раздели их на группы.
2 уровень. Даны цифры 5, 9, 0,
2. Запиши при помощи этих цифр все возможные двузначные числа. Замени одну
цифру так, чтобы двузначных чисел можно было составить больше, чем из данных
цифр.
3 уровень. Определи, сколько
знаков потребуется, чтобы зашифровать заданные числа: 46, 64, 44, 66, 76, 67,77, 17
Математика.
Исходя их общих требований по курсу математики, мы предлагаем работу, при текущей
проверке усвоения пройденного материала, по темам: “Решение задач на движение.
Карточка
Фамилия________________________
|
Задание |
Решение |
Я выбрал (а) это задание, потому что… |
1 ур. |
Реши задачу: Скорость пешехода 60 м/мин. Какой путь он пройдет за 30 мин? |
|
А) Оно легче остальных заданий. |
2 ур. |
Реши задачу выражением, выбрав рациональный способ. Расстояние между поселками 32 км. Через сколько часов встретятся два пешехода, которые вышли одновременно навстречу друг другу, если скорость одного 3 км/ч, а другого 5 км/ч?
|
|
Б) Мне нравится выполнять трудные задания. |
3 ур. |
Составь уравнение к задаче. Реши ее. От двух причалов, расстояние между которыми 90 км, одновременно вышли навстречу друг другу две лодки. Первая шла со скоростью 8 км/ч, вторая-10 км/ч. Через сколько часов лодки встретились? |
|
В) Я чувствую, что могу справиться с ним. |
Ну и небольшой пример по русскому языку
«Обобщение знаний об имени существительном».
1 уровень.
1. Подчеркните только имена
существительные.
Чайник, кричать, хороший, Маша, нора, большая, летал.
2. Определи род имени
существительного.
Берег, яблоня, море, еж, яблоко, дверь, сон.
3. Вставь пропущенное
существительное.
Вчера мы ходили в
________. Вечером ребята играли на ________.
4. Подчеркни имена собственные.
Река Ишим, город Караганда, мальчик Дмитрий, гора Эльбрус.
2 уровень.
1. Образуй существительные и
определи род.
храбрый мудрый бедный
2. Подбери к данным
существительным антонимы.
радость плач добро друг
3. Подбери к данным
существительным подходящие по смыслу
прилагательные.
кусок
конец килограмм обложка
4. Составь из данных слов
предложения и подчеркни имена собственные.
Буренка,
на, паслась, корова, лугу.
Петров,
живет, Миша, деревне, у, в.
3 уровень.
1. Подбери к данным словам
антонимы и определи род.
Правда,
ночь,
шум,
доброта
2. Подбери к данным словам
синонимы.
врач, неправда, булка
3. Укажи род и число
нарицательных существительных.
Казахстан– огромная республика. На юге
цветут плодовые деревья. Есть в Казахстане
реки, моря, горы, озера. В горах – металл, руда, уголь, газ.
Подводя итог выше сказанному, подчеркнем, что: -учащиеся
с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и
пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;
-стали ощущать себя успешными и уверенными;
возросла степень их психологического комфорта на уроках;
-поднялся уровень преподавания в начальной
школе;
-разноуровневое
обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета
индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками
содержания образования.
Таким образом,
применение разноуровневых заданий помогает поддерживать интерес к
изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности
учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Они
ощущают себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического
комфорта на уроках
Учащиеся с удовольствием
выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и чаще всего
пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней, но с каждым годом обучения
растёт количество учащихся выбирающих 3 уровень.
«Формирование
человека» - пишет Л.В. Занков, проходит множество ступени. В начальной ступени
формирования очень далеки от той перспективной цели, к которой стремится
воспитатель. Но если эти ступени достигнуты путем самостоятельной мысли и
живого чувства, в этом верный залог достижения цели. Следовательно, чем раньше
будет формировать этот опыт, тем успешнее будет развиваться личность
ребенка.
Каждое занятие теперь продуктивное и интересное. О дисциплине вопрос
исчез сам собой. Дети приходят работать, им этого хочется. О чем еще мечтать
учителю.
год |
предмет |
класс |
Кол-во уч-ся |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
% успев |
% кач. |
СОУ |
Ср. балл |
2016-2017 |
Математика |
1 |
4
|
1 |
3 |
- |
- |
100 |
100 |
73 |
4,25 |
Обучение грамоте |
1 |
3 |
- |
- |
100 |
100 |
73 |
4,25 | |||
Познание мира |
- |
4 |
- |
- |
100 |
100 |
64 |
4 | |||
Казахский язык |
- |
4 |
- |
- |
100 |
100 |
64 |
4 | |||
Английский язык |
4 |
- |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
5 | |||
Естествознание |
2 |
2 |
- |
- |
100 |
100 |
82 |
4,5 | |||
Художественный труд |
4 |
- |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
5 | |||
Физическая культура |
4 |
- |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
5 | |||
Музыка |
4 |
- |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
5 |
Диаграмма успеваемости: