Отчет
о проведении месячника по профилактике суицидального
поведения несовершеннолетних
в Нахимовской основной школе
Жить полноценной, активной, интересной жизнью может здоровый человек. Здоровье даёт человеку необходимую свободу действий, возможность познавать себя и окружающий мир в процессе интересного общения, путешествии, занятий спортом, увлекательного творчества.
В связи с этим целью школы является: - способствовать формированию учащихся правильных и высоконравственных представлений о жизни;
-научить ценить жизнь в любых ее проявлениях;
-создание доброжелательной атмосферы взаимодействия участников;
-осознание своих ценностных ориентаций и личных приоритетов
В Нахимовской основной школе проводилась месячник под общим названием "Жизнь – это счастье, Сотвори его сам!" На месяц было составлен план мероприятий Нарбаевой А.Е. психологом для участия учащихся 2-9 классов и учителя школы. Благодаря детской активности и заинтересованности взрослых месячник прошла с пользой для всех. Где было проведена беседа с учащимися 2-4 классов на тему: «Смысл жизни»
Целью было: помочь учащимся заглянуть в себя, осознать себя «Личностью».
Диагностического обследования являлось выявление общие и индивидуальные проблемы подросткового роста. По результатам у большинства учащихся в список наиболее значимых смыслом жизни входят активная жизненная позиция, здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь и творчество. Были показаны сказки: «Братья Лю», «Жизнь барашки» и «Злая тучка».
Также в этот день с учащимися 2-4 классов были проведены психологические игры и упражнения:
«Похвались соседом», «Выйди из круга». Игры и упражнения помогли ребятам понять, как важно воспитывать в себе чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки.
С учащимися 6-9 классов было проведено час общения на тему: "Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!"
Цели и задачи:
- жить нравственно, разумно, и справедливо – это значит укреплять своё духовное здоровье, которое является основой физического здоровья.
В ходе мероприятия были показаны слайды презентации, где учащиеся комментировали смысл высказываний великих людей, пришли к выводу о ценности каждого мгновения
человеческой жизни, были приготовлены вопросы - анкеты: «Что такое счастье и судьба?». Учащиеся заполняя анкеты, называли свои жизненные цели,
расставляли их по мере значимости для них, учащиеся приготовили и провели: «Литературный монтаж» , составили по группам композицию «Жизнь –это…».
Также для учащихся 2--9 классов был проведён конкурс под девизом: «Жизнь вот твое богатство. Как проведешь ее, так и пройдет она, на лучшее сочинение на тему: «Лучшие минуты жизни». В школе было проведено общешкольное родительское собрание на тему: «Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида», где были ответственные завуч по ВР, медработник и психолог школы.
Собрание включало в себя информацию о понятии суицида, основных признаках склонности к суицидальному поведению среди подростков и некоторыми способами снижения уровня тревожности. В ходе подготовки проведения собрания, была предложена анкета: «Ваше отношение к детям?», анкеты для выявления степени тревожности у учащихся, определения круга лиц, которые могут оказать поддержку ребенку в трудной для него ситуации, выявления мнения родителей о важности работы по профилактике суицида.
С родителями было проведено ряд мероприятий: это оказание помощи родителям в вопросах гармонического развития, воспитания и обучения детей, была проведена консультация для родителей по теме: «Причины подростковогосуицида», «Родителям о первой юношеской любви», «Дисциплина. Поощрение и наказание», «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?», «Проблема суицида в юношеском возрасте». Консультация включала в себя
информацию о понятии суицида, основных признаках склонности к суицидальному поведению среди подростков и некоторыми способами снижения уровня тревожности.
Также было проведено родительское лектория на тему: «Любить ребенка, как?», информационные листы, и памятки для родителей по профилактике суицида: «Что делать? Как помочь?», «Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду», «Следующие советы помогут изменить ситуацию», «Работа с семьёй ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние». Работа, сотрудничество с родителями – залог успешной деятельности учебно-воспитательного процесса.
В школе имеется стендовая информация о том, где можно получить психологическую поддержку и медицинскую помощь, телефон круглосуточного доверия, есть памятки и рекомендации для учителей и классных руководителей по профилактике аутодеструктивного поведения среди школьников: «Способы раннего выявления формирующейся у ребенка аутоагрессивной тенденции», «Как не допустить суицид у подростка», также разработала информационные листы, и памятки для родителей по профилактике суицида: «Что делать? Как помочь?», «Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду», «Следующие советы помогут изменить ситуацию», «Работа с семьёй ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние», есть стендовая информация для учащихся: рекомендации от психолога школьникам Стресс;
Одиночество; Общение с товарищами и т.д. Проведены классные часы на тему: «Как прекрасен этот мир…»; «Я люблю тебя, жизнь!»; «Хочу жить!», « Жизнь, ты мне дорога»; «Мы
выбираем жизнь»; «Уникальность жизнь», «Я выбираю жизнь».
В рамках психологической акции “Мы выбираем жизнь!” в фойе школы находилось “дерево жизни и настроения”. Учащиеся школы, преподаватели, родители и работники имели
возможность выбрать ленточку того цвета, который ассоциируется с настроением на сегодняшний день и закрепить ее на дереве. Эта акция вызвала только позитивные
эмоции и большой интерес.
Также в школе организована выставка : галерея- стенгазет и коллажей: «Жизнь – это...?» Акция «Сделаем жизнь цветной»
В фойе на полу из обычных белых ватманов выкладывается линия- дорога жизни. Где учащиеся рисуют красками, гуашами . Для того чтобы удобно было работать, всем участникам акции предлагается раскрасить эту дорогу жизни разными красками, которые ассоциируется с приятными и важными событиями, хорошим настроением, положительными
эмоциями.
Что же произошло в эти дни в нашей школе? Ничего вроде бы особенного и все-таки многое: психологические акции, организованные как для обучающихся, так и для педагогов, - это игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат. Основной целью психолога было: расширение жизненного пространства участников за счет внесения в
их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений.Важными особенностями хотелось бы отметить ненавязчивость и необычность. Они не мешают существовать в обычном режиме тем, кто хочет их не замечать, окрашивают в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создали в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние. На некоторое время школа стала одним целым, вжилась в одни мысли, одни вопросы, а находящиеся в
ней люди – близкими и интересными собеседниками. Мне кажется, я смогла возбудить живой,естественный интерес к себе и своему психологическому знанию и педагогов, и
детей. Очень многие за этот промежуток времени немножко подумали о себе и других, о том, как проявляется их настроение и как влияет на окружающих.
В месячнике использованы виды психологической работы в школе: диагностика, просвещение, коррекционно-развивающая и профилактическая работа. Мероприятиями месячника были охвачены учащиеся, родители и педагоги. Положительным достижением месячник по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в Нахимовской
основной школе можно считать то, что по сравнению с обычной ежедневной работой активность участников образовательного процесса значительно возросла.
Результат месячника: вся школа работала дружно и вот результат: хорошее настроение и хочется идти в школу.
Психолог школы : Нарбаева А.Е.