Реализация серии последовательных
уроков и эффективность внедрения изменений в практику преподавания и учения.
В 2007 году я вместе со своими коллегами по школе
проходила курсы по технологии критическое мышление в нашем районе. Только тогда
мы познакомились с критическим
мышлением, со стратегиями и его приемами, со стадиями вызова, осмысления и
рефлексии. Это как говорится ступень к уровневым курсам. Воодушевленная данной
технологией я начала свою работу. Были результаты, это и призеры районных и
областных олимпиад по общеобразовательным предметам, дети учились в высших
учебных заведениях на гранте, были хорошие результаты по ЕНТ. Наша школа была
всегда и остается лидером среди сельских школ района. Тогда в школе детям было очень увлекательно и
творчески работать, потому что количество детей порой можно было разделить
сразу на 3-4 группы, а то и больше. Сейчас же работая в МКШ можно работать
только в паре, либо индивидуально. Имеются также совмещенные класс-комплекты,
где к примеру один ученик сидит в одном классе, а трое детей в другом. Но наши
учителя подходят творчески к этому. И
мне как заместителю директора школы по УВР приходится вместе с коллегами искать
из этого выход.
Тяжело конечно, но мы стараемся, хочется не отставать от
новых реформ в образовании. Только теперь я понимаю как трудно пришлось нашим
первым сертифицированным учителям по третьему базовому уровню. Для эксперимента
они брали один класс с которым работали по новому,т.е. с применением семи
модулей Программы. С другим работали традиционно. И для меня это было большим
подспорьем, т.к. дети были подготовлены к применению модулей. но другой класс в
котором я проводила серию последовательных уроков учился традиционно. Это было
для меня очень сложно. Дети старались одновременно помочь мне, но и в тоже
время тормозили процесс. Это к примеру когда нужно было рефлексировать урок,
давать обратную связь, говорить, рассуждать, анализировать. потому, что мы
старались на различных этапа урока выдавать детям тест закрытого вида. Либо,
чтобы они просто пересказывали параграф. Вопросы задавали низкого порядка.
Побывав на курсах нужно было приводить в порядок в первую очередь себя.
Переосмыслить весь процесс преподавания.
В недавнем прошлом качество урока определялось
деятельностью учителя: как изложен материал, правильно ли поставлены вопросы
классу, как использованы различные средства обучения и воспитания. Одни учащиеся
при этом созерцали активную деятельность, другие занимались своими делами.
В настоящее время больше внимания на
уроке стало уделяться деятельности ученика. Учитель специально обучает
школьников способам деятельности: читать, писать, составлять план, конспект,
анализировать карту, схему, таблицу, презентацию и т.д. Для того, чтобы
обеспечить должное развитие творческих сил ученика, недостаточно дать знания и
умения, важно научить его таким интеллектуальным действиям, как самостоятельный
перенос ранее усвоенных знаний и умений в новые ситуации, видение проблем в
форме постановки неожиданных и оригинальных вопросов. Этим действиям надо
обучать посредством включения учащихся в систематическое решение творческих
задач.
Так
при проведении урока по теме "Географические
исследования территории Казахстана в средние века" для проверки домашнего
задания было проведено дифференцированное компьютерное тестирование с
последующим оцениванием. Затем для изучения новой темы был применен
прием "Мудрые совы". Детям предложила самостоятельно проработать содержание текста индивидуально
потом в паре, отмечая при этом по приему
Затем ученики получили рабочий лист с
вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте
информации. Далее было организовано
обсуждение результатов работы. При этом
были намечены следующие шаги:
поиск дополнительной информации, т.е. опережающее задание для одной из учениц.
Это составление презентации по этапу "Иллюстративное изображение" с чем она
замечательно справилась и помогла своим одноклассникам ответить в таблице.
Далее я показала видеоролик по данной теме из ресурсов Bilimlend. Здесь же была
проведена и работа на контурной карте. Были отмечены, места путешественников
красным флажком "Здесь был
путешественник!"
Для
проведения дифференцированного обучения на дом было задано составить тестовые
задания по теме урока: ученику А-тесты закрытого типа с 5 вариантами ответов
учащимся группы В- Тест продолжи фразу, вставь нужное слово, ученице группы С-
тест на соответствие.
В конце урока была проведена рефлексия по
методике "Облако
"тегов", Каждый ученик
выбрал по 1-2 предложения и закончил их.
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял,
что…
я научился…
я смог…
было
интересно узнать, что…
меня
удивило…
мне захотелось…
Но хочется сказать, что два ученика написали свои ответы на все предложенные варианты
предложений, что очень меня обрадовало.
В будущем
планирую дальше совершенствовать методику проведения урока через внедрение идей
и стратегий семи модулей Программы. А именно: работать над повышением мотивации
учащихся, продолжить и усовершенствовать работу по диалогическому обучению.
Разрабатывать задания, направленные на развитие способностей, разрабатывать новые критерии оценивания учащихся и
подбирать стратегии оценивания понятные детям.